Неофициальный сайт поезда 261-262 Горький-Симферополь. Сезон 2005. Разделы: История ГЖД (от истоков до наших дней), Маршрут, Фотоархив, Работа проводником на лето (все нюансы работы проводника), Гостевая книга. Оптимизация и дизайн сайта Борис Продакшн ltd
 неoфициальный сайт поезда  
 оао ржд и его филиал гжд не имеют никакого отношения к представленной здесь информации    
сезон 2005        
 
         
 
главная
маршрут
фотоархив
работа
гостевая
 

в огне революции

Заработная плата железнодорожных рабочих была близка к заработку промышленных рабочих. Действовала система штрафов за различные проступки, в среднем штрафы составляли 25% оклада. Большинство рабочих проживало в бараках, где на каждого человека приходилось по 3-5 м2. Рабочий день длился по 12-15 часов.

Железнодорожники неоднократно вступали в борьбу за свои права. Одним из очагов революционного движения были ковровские железнодорожные мастерские. В ноябре 1903 года здесь была создана ячейка под названием "Ковровская группа социал-демократической рабочей партии".

Кровавое воскресенье 9 января 1905 года в Петербурге подняло волну забастовок по всей стране, а 13 января забастовали рабочие мастерских и депо Московско-Нижегородской и Московско-Казанской железных дорог, предъявив администрации свои требования, 18 января начались волнения среди рабочих ковровских мастерских. Для их подавления были посланы войска.

В феврале - новый взрыв забастовочного движения. На Московско-Казанской дороге в февральской стачке участвовало около 9 тысяч рабочих и служащих.

В октябре разгорелась всероссийская политическая стачка с участием 750-тысячной армии железнодорожников сорок одной железной дороги, в результате чего были завоеваны "свобода слова, совести, собраний и союзов", отраженные в манифесте царского правительства.

В декабре 1905 года руководил вооруженным восстанием на станции Нижний бухгалтер станции Нижний-Товарный большевик С.А. Акимов. В состав стачечного комитета избрали С.А. Акимова и И.Р. Лада-Мочерского - товарного кассира, В.И. Межанова, А.М. Викулова и А.И. Лобашова - рабочего депо, Е.Н. Красильникова - отправителя поездов, Н.Б. Захарова - конторщика товарной станции. В декабре восстание железнодорожников в Нижнем Новгороде было подавлено.

В канун Февральской революции наибольшее количество подпольных большевистских ячеек существовала в ковровских железнодорожных мастерских. В революции, уничтожившей царское самодержавие, а затем и в Октябрьской революции принимали участие железнодорожники Московско-Казанской и Московско-Нижегородской дорог. Опорой Советского правительства становятся военно-революционные комитеты, строго контролирующие деятельность железнодорожной администрации. 25 ноября 1917 года в Вятке была провозглашена Советская власть. На заседании Совета приняли решение о создании отрядов Красной гвардии, в которые первыми стали вступать рабочие железнодорожных мастерских и станции Вятка-1.

На Московско-Казанской дороге 21 февраля 1918 года был избран Главный исполнительный комитет Совета рабочих-железнодорожников. 28 июня 1918 года с принятием Совнаркома декрета о национализации всех частных железных дорог была национализирована Московско-Казанская дорога. В период гражданской войны дорога играла важнейшую роль в передвижении войсковых частей и снабжении прифронтовых зон.

Бывший слесарь Перовских мастерских С. Савельев в своих воспоминаниях писал: "В Поволжье белыми были заняты Казань, Симбирск, Сызрань. На дороге в районе Рязань - Сасово бесчинствовали кулацкие банды". В таких условиях нужна была твердая решительная власть, обладающая достаточными силами. Такая власть была создана в лице главного военно-революционного комитета (ГВРК) в составе 18 человек во главе с П.К. Плющевым - столяром вагонных мастерских. Во все службы и отделы управления дороги были назначены комиссары - члены ГВРК.

Железнодорожники с оружием в руках защищали Советскую власть и укрепляли ее своим трудом. 7 августа 1918 года на военном положении была объявлена Московско-Казанская, а 11 августа - Московско-Нижегородская и Муромская дороги. Все железнодорожники считались призванными на военную службу.

В конце июля 1918 года при наступлении чехословацкого корпуса на Казань, где был сосредоточен золотой запас республики, в обороне города активное участие приняли железнодорожники, проводившие эвакуацию эшелонами предприятий. 3 августа на Восточный фронт был направлен красный командир Ян Андреевич Юдин, назначенный командующим левобережной группой войск. Сын латышского народа Я.А. Юдин героически погиб при наступлении на Казань, но войска уже после смерти своего командира выбили белогвардейцев из населенных пунктов Красная Горка, Порохозаводская слобода, Караваево, Сухая Река. Это была первая крупная победа революционных войск под Казанью. Именем Я.А. Юдина была названа станция Красная Горка.

Тогда же белогвардейская армия Колчака в районе Вятки должна была соединиться с англо-американскими интервентами, наступавшими с севера. При наступлении на Вятку колчаковцы приближались к станции Агрыз. На защиту Агрыза встали железнодорожники во главе с председателем ВРК, слесарем мастерских железнодорожного депо М. Ометовым. На помощь им пришли рабочие ижевских заводов - металлурги и оружейники. В боях М. Ометов погиб. Ныне одна из улиц Агрыза названа его именем.

Участок линии от Свияжска до Дружинино во время гражданской войны находился в зоне военных действий. Отступающими белыми войсками дорога разрушалась. Крупнейшие мосты через Волгу у Свияжска, через Каму у Сарапула и Вятку у станции Вятские Поляны были повреждены взрывами, путь и технические сооружения на многих участках и станциях были приведены в негодность. В условиях хозяйственной разрухи, гражданской войны и иностранной интервенции материально-техническое состояние железной дороги продолжало оставаться весьма тяжелым.

Несмотря на значительные трудности с рабочей силой, материалами и продовольствием, на Котельничском направлении за 12 месяцев с июля 1918 года было проложено 108 км рельсового пути. В середине 1919 года, когда было необходимым срочно вывозить хлеб из Вятской губернии для голодающей Москвы, металл и изделия уральских заводов для предприятий Центра, линия Нижний - Котельнич была признана военно-срочной. Управление ее строительством было переведено в Нижний Новгород, так как управление в Москве стало неэффективным. Линия Казань-Екатеринбург - единственная из крупных линий, введенная в строй в период гражданской войны.

Разрушения из-за военных действий были велики, но постепенно, по участкам дорога восстанавливалась. На Нижегородской и Муромской линиях проводились субботники, на которых ремонтировались пути, подвижной состав, расчищались территории станций, проводились погрузочно-разгрузочные работы. Во время первого первомайского субботника железнодорожники станции Владимир отремонтировали 20 паровозов, 130 вагонов, проложили 120 саженей железнодорожного полотна. Для железнодорожников были свойственны энтузиазм, готовности отдать все силы делу восстановления дороги. В мастерских Нижнего Новгорода, Владимира, Мурома, Зуевки, Вятки, Агрыза создавались "ячейки содействия производству", бригады "скорой помощи" по ремонту паровозов и вагонов.

        Вверх В начало Назад Дальше
 
 
Сайт создан в системе uCoz