Неофициальный сайт поезда 261-262 Горький-Симферополь. Сезон 2005. Разделы: История ГЖД (от истоков до наших дней), Маршрут, Фотоархив, Работа проводником на лето (все нюансы работы проводника), Гостевая книга. Оптимизация и дизайн сайта Борис Продакшн ltd
 неoфициальный сайт поезда  
 оао ржд и его филиал гжд не имеют никакого отношения к представленной здесь информации    
сезон 2005        
 
         
 
главная
маршрут
фотоархив
работа
гостевая
 

в начале было

Начало Горьковской магистрали положено 140 лет назад.

Первое заявление о необходимости соединения Москвы с Нижним Новгородом железной дорогой встречается в брошюре, изданной в 1836 году Францем фон-Герстнером, строителем первой железной дороги в России от Санкт-Петербурга до Царского Села и Павловска.

В 1836 году А.С. Пушкин писал В.Ф. Одоевскому о статье инженера путей сообщения в М.С. Волкова в защиту строительства железнодорожных линий: " Дорога (железная) из Москвы в Нижний Новгород была бы еще нужнее дороги из Москвы в Петербург - и мое мнение было бы: с нее и начинать…"

Александр Сергеевич не раз бывал в Нижегородской губернии и хорошо знал значение Нижегородской ярмарки. Если Москва испокон веков слыла сердцем России, то Нижний стал ее карманом. Сюда водными путями стекались товары со всей страны и даже из-за границы.

Новый вид транспорта с трудом пробивал себе дорогу, вызывая противодействие со стороны сановников царского правительства.

В начале 1857 года образовалось Главное Общество Российских железных дорог, в число которых вошла и Московско-Нижегородская.

По уставу, утвержденному Именным Высочайшим указом 26 января 1857 года, на Общество возлагалось устройство четырех дорог, в том числе и из Москвы в Нижний Новгород. Окончательный вариант строительства железной дороги был принят в конце 1857 года.

Всю линию Москва - Нижний Новгород поделили на два отделения. Первое отделение - участок от Москвы до Владимира начал строиться в 1858 году и второе - Владимир - Нижний Новгород - с весны 1859 года.

На построение первого участка дороги длиною 177 верст, между Москвой и Владимиром был заключен контракт с подрядчиком Бусуриным и Ко , а второго участка (233 версты) - с кампанией Дереша, Фитингофа и Шипова, которая была отстранена от работ в 1862 году, передав работы подрядчикам Никитину и Гладину.

На огромном пространстве от Москвы до Волги развернулось грандиозное строительство. В Нижнем Новгороде более надежной оказалась лишь площадка для возведения вокзала, а для паровозо-вагонных мастерских с их подъездными путями пришлось отвоевывать место у песчаных бугров, болот, лесных зарослей. На невиданную стройку гнали еще и мужиков из Владимирской, Рязанской и Ивановской губерний. Никому не позволено было раньше сигнала разогнуть спину. Ударил колокол - покури самосаду и опять за дело принимайся. Линия желтой насыпью балласта пролегла от паровозного депо до Растяпина (ныне Дзержинска) и пошла на Гороховец до Вязников. А на встречу ей такая же золотистая лента трассы устремилась из Владимира через Ковров на Вязники. И везде на этом неоглядном пространстве стройка кишела людьми, словно муравейник.

Официальное открытие движения поездов на протяжении 177 верст от Москвы до Владимира состоялось летом 1861 года, а 1 августа 1862 года был отправлен первый поезд из Нижнего Новгорода в Москву.

"…Ровно в 3 часа пополудни все промышленные и множество посторонних жителей с удовольствием видели отправление первого поезда из Нижнего Новгорода в Москву. Вагоны тронулись, напутствуемые благословением архипастыря, при общем крике "Ура!"

Со 2 августа установлено пассажирское и товарное движение с обоих концов по всей дороге. Участок между Владимиром и Нижним Новгородом требовал еще многочисленных доработок.

Днем рождения локомотивного депо Горький - Московский также считается 1 августа 1862 года, когда из ворот паровозно-вагонных мастерских, построенных в Кунавинской слободе, был подан на посадку состав первого поезда на Москву. И хотя работами по строительству и пуску железнодорожной магистрали руководили французские инженеры, а первые поезда водили немецкие и польские машинисты, российские мастеровые люди скоро освоили железнодорожные специальности. Рабочими депо и водителями поездов становились многие из тех, кто поднимали его стены. Среди них был А.И. Макаров, потомки которого и по сей день трудятся в здании депо Горький - Московский, которое он возводил своими руками. Всего более четырехсот лет - общий трудовой стаж династии Макаровых на транспорте.

Первоначально дорога пролегала по трем губерниям: Московской (72 версты), Владимирской (281 верста) и Нижегородской (56 верст), имела свою станцию в Москве у Покровской заставы, 3 раза пересекала реку Клязьму на всем своем протяжении, постепенно поднималась на водораздел реки Оки и подходила к слиянию рек Оки и Волги у Нижегородской ярмарки. Станций было построено 26, при наибольшем перегоне в 25 верст. Дорога перевозила самые разнообразные товары: дерево, железо, изделия из него, кирпич, кожи, лен, крупы, полотно, парусина, пшеница, мука, рыба, алебастр, хлопок, холст, нефть, керосин и другие.

        Вверх Назад Дальше
 
Сайт создан в системе uCoz