горьковская железная дорога
Горьковская ордена Трудового Красного Знамени железная дорога - одна из старейших и крупнейших магистралей страны - осуществляет транзитное грузовое и пассажирское сообщение между Центральным, Северо-западным, Северным районами России и районами Поволжья, Урала и Сибири, обслуживает шесть республик в составе Российской Федерации (Мордовию, Чувашию, Удмуртию, Татарстан, Марий-Эл, Башкирию) и девять областей (Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Кировскую, Пермскую, Екатеринбургскую, Вологодскую, Рязанскую, Ульяновскую).
Голубой магистралью любовно нарекли главный речной проспект России - красавицу Волгу, реку-труженицу с ее большими и малыми притоками, образующими Волго-Камский бассейн. Горьковскую железную дорогу справедливо называют стальной магистралью Верхней Волги. Ее рельсовые пути восемь раз пересекают такие притоки Волги, как Ока, Кама и другие.
Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек..
Структурные подразделения магистрали - это 5 отделений: Муромское, Горьковское, Кировское, Казанское, Ижевское. Горьковская дорога граничит с железными дорогами: Московской (ст. Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна).
Общая протяженность дороги 5355 км приходится на два параллельных широтных направления: Москва - Нижний Новгород - Киров и Москва - Казань - Екатеринбург, связанных между собой рокадами.
В состав дороги входит 389 станций, в том числе четыре крупных сортировочных. Основные технические станции: Горький-Сортировочный, Юдино, Лянгасово, Агрыз, Муром, Канаш, Владимир, Шахунья, Балахна, Вековка, Арзамас, Красноуфимск, Красный Узел. Основные грузовые станции: Зелецино, Горький-Московский, Костариха, Ковров, Киров, Чепецкая, Ижевск, Йошкар-Ола, Чебоксары, Вахитово, Восстание. Для технического обслуживания, ремонта техники и обустройств имеется 19 локомотивных и вагонных депо, 27 дистанций пути, 11 путевых машинных станций, 8 дистанций электроснабжения и 4 дистанции погрузочно-разгрузочных работ.
Дорога была образована в настоящих границах в 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской железных дорог, в состав которых входили старейшие железные дороги: Московско-Нижегородская, Московско-Казанская, Вятско-Двинская и Северная, построенные во второй половине 19-го века. Их протяженность составляла 2451 км.
Центр Горьковской магистрали - Нижний Новгород. Именно здесь, начиная с 30-х годов, развивались промышленные гиганты - Горьковский автозавод, судостроительный завод "Красное Сормово", авиационный и машиностроительный заводы.
Еще в XIX столетии в Нижнем Новгороде была самая крупная ярмарка в Европе. Здесь велись обмен и торговля России с западноевропейскими странами, а также с государствами Азии, включая Китай. Сегодня Нижний Новгород вновь обретает известность, восстанавливает международные связи, возрождается в новом качестве Нижегородская ярмарка. Выставки постоянно сменяют одна другую. Принимает участие в этих выставках и Горьковская железная дорога, представляя свои новые технические разработки и технологии.
Нижегородская земля всегда притягивала к себе и творческие личности. Обрел широкое международное признание Музыкальный фестиваль имени А.Д. Сахарова.
Всех наших знаменитых гостей встречает необычное по внешнему виду здание, расположенное рядом с Московским вокзалом. Оно было построено в 1895 году для встреч и проводов высокопоставленных особ. В 1896 году в нем останавливались Российский император Николай II и его супруга Александра. После этого здание получило название "Царский Павильон".
Горьковская железная дорога восстановила историческое здание в первоначальном облике. Теперь Павильон вновь принимает гостей самого высокого уровня.